Как погибала украинская эскадра  

Ситуация, которая сложилась в украинской морской отрасли, не может не вызывать тревоги. Новой власти досталась доведенная до банкротства и разворованная структура некогда морской державы, которая все больше превращается в просто некую страну у моря. Процесс этот длился годами. И на то, чтобы как-то исправить ситуацию, видимо, тоже понадобятся годы.

После отделения Крыма Киев потерял более 50 единиц флота. Некоторые корабли Россия передала сразу, еще 17 корветов, тральщиков и катеров до сих пор остаются на хранении в Севастополе, и украинская сторона не торопится их забирать. Сегодня, помимо новых катеров, в распоряжении подразделений ВМС Украины находится в общей сложности семь кораблей, более десятка катеров постарше и различных вспомогательных судов. Однако какое отношение сегодня к ним мы разбирались в нашем материале.

Давняя история

Параллельно с законодательно оформленной приватизацией в Украине с начала 1990-х годов продолжались и начатые еще в период горбачевской перестройки масштабные процессы теневого разграбления госсобственности.

Наиболее скандальной в этом отношении стала история «дерибана» Черноморского морского пароходства – ЧМП.
Черноморское морское пароходство, созданное в 1833 году, к 1990 году было крупнейшим в Европе и вторым в мире. На его балансе находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн тонн и около 1,1 тыс единиц вспомогательного флота.
Годовой доход пароходства составлял более 1 млрд долл. В ЧМП работали 80 тыс человек, из них 27 тыс плавсостава.

Общая стоимость активов компании составляла 7 млрд долл, в различные годы чистая прибыль колебалась от 160 млн долл до 1 млрд долл. Это составляло 10% всей валютной выручки Советского союза. Например, каждый рейс в США – 1,5-2 месяца – одного газовоза типа «Моссовет» приносил 1 млн дол фрахта.

Тем временем с первых дней провозглашения независимости на руководящих должностях в правительстве и в отраслевом министерстве оказались “далекие от моря” люди, которые попросту не знали, что делать с таким колоссом как ЧМП. Политика перевешивала все аргументы, включая логику и здравый смысл.

В парламенте регулярно звучало: «Флот в таком количестве Украине не нужен». Тогдашний глава правительства Витольд Фокин якобы и вовсе заявил: «Что, мы не найдем пару суден, чтобы перевезти в Украину какой-то груз?».

Спекулируя на возникшей в конце 1980-х годов проблеме старения кораблей, руководство стало «химичить» со списанием и продажей судов. В 1986-1992 годах на баланс ЧМП поступило 62 судна, а списано было более 90. Средний их возраст составлял всего 20 лет.

Еще одной больной темой для ЧМП стала судьба нескольких научных судов, работавших в составе ЧМП. Так, на борту теплохода «Космонавт Юрий Гагарин» имелось уникальное оборудование на многие миллионы долларов. В середине девяностых Минобороны его изъяло, после чего судно за 765 тыс долл отправилось в Индию для разделки на металлолом. Долг же оборонного ведомства Черноморскому пароходству – 6,6 млн грн – так и не был погашен, хотя на этот счет было принято специальное решение правительства.

Не вернули пароходству и валюту, потраченную правительством на печатание первой украинской гривны. Таких «посторонних» расходов было “повешено” на пароходство много, и Кабмин об этом знал.
Из 360 судов осталось только 239. Остальные, естественно, лучшие, уже без каких-либо осложнений были уведены. Но, как оказалось, основной «дерибан» Черноморского пароходства был еще впереди.

Мечты о флоте

Несмотря на столь упадническую ситуацию в отрасли, о восстановлении, по крайней мере, военного кораблестроения, высшее руководство страны всегда говорило с помпой.

Крейсер «Украина» заложили летом 1984 года и спустили на воду 11 августа 1990 года — тогда еще под названием «Адмирал флота Лобов». Это корабль стандартного для своего класса водоизмещения 11,5 тысячи тонн и длиной 186,5 метра, рассчитанный минимум на 500 человек экипажа. Может нести ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, зенитную установку и вертолет Ка-27. Крейсер того же проекта «Атлант» под названием «Москва» сейчас является флагманом Черноморского флота РФ. «Украину» постигла гораздо более печальная участь.

Корабль вывели из состава российского флота и передали в собственность соседнему государству 1 октября 1993 года. Его должны были достроить в 1994 году, но процесс постоянно останавливался из-за перебоев с финансированием, пока в начале 2000-х, когда готовность корабля составляла 95 процентов, работы не заморозили окончательно. На конец 1980-го стоимость крейсера оценивали в 135,3 миллиона советских рублей (225,5 миллиона долларов по курсу Госбанка СССР). По данным на 2010 год стоимость крейсера оценивалась в 50 миллиардов рублей (1,6 миллиарда долларов по актуальному на тот момент курсу). До 1992 года только в его строительство вложили 171 миллион долларов, с 1992-го по 2003 год — еще 24 миллиона долларов. И это расходы только на строительство — корабль необходимо было еще и содержать. Бывший глава Николаевской области Николай Романчук в марте 2014 года потребовал, чтобы долгострой как можно скорее продали, потому что его стоянка обходится бюджету в шесть миллионов гривен (почти 225 тысяч долларов) ежемесячно, а у государства нет таких денег.

Украинская власть осознала необходимость этих мер только в 2019 году, после прихода к власти Владимира Зеленского. 20 сентября глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус поддержал предложение Минобороны продать корабль, объяснив это тем, что у страны «нет потребности в крейсере такого масштаба», поэтому будут строиться новые единицы флота поменьше. Однако еще в 2017 году госконцерн называл совершенно иные причины того, что «Украина» до сих пор ржавеет на Николаевском судостроительном заводе. Работа предприятия оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось возмещать средства на содержание крейсера. Счета завода арестованы, задолженность по зарплате превышает 58 миллионов гривен (2,1 миллиона долларов).

Еще один флагман украинского флота. В последние пять лет регулярно участвует в международных учениях. Заложен в 1990 году в Керчи, изначально планировалось, что он будет служить в погранвойсках КГБ. В распоряжение независимой Украины фрегат поступил летом 1992-го, к тому моменту его не успели достроить, и корабль смог вступить в строй только весной следующего года.

«Гетман Сагайдачный» — сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Стандартное водоизмещение — 3274 тонны, длина — 123 метра, ширина — 14,2 метра. Его вооружение составляют зенитно-ракетный комплекс «Оса-МА2», реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 533-миллиметровые торпедные аппараты, артиллерийская установка. На борту несет службу вертолет Ка-27ПС. Также оснащен радиолокационной системой (РЛС) «Фрегат-МА» общего обнаружения, РЛС радиоэлектронной борьбы «Старт-С», станцией обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ и другой радиоаппаратурой.

В мае 2017 года вокруг «Гетмана Сагайдачного» разгорелся громкий скандал: его двигатель сломался сразу после ремонта, который стоил 14,5 миллиона гривен (около 550 тысяч долларов). Выяснилось, что дизельную установку не удалось отремонтировать из-за санкций в отношении России, которые сама же Украина и ввела. Необходимая деталь была изготовлена в 1996 году на заводе «Звезда» в Санкт-Петербурге, но Киев не закупает продукцию для оборонной сферы у соседнего государства. К тому же журналисты узнали, что тендер на ремонт фрегата выиграл завод «Кузница на Рыбальском», принадлежащий тогдашнему украинскому президенту Петру Порошенко.
В итоге «Сагайдачного» пришлось снова отправить в ремонт, который обошелся бюджету государства в 91 миллион гривен. Корабль вернулся в строй летом 2018 года, как раз к украино-американским учениям Sea Breeze.

Пограничный корабль проекта 1124П для нужд КГБ СССР был спущен на воду в 1976 году. Изначально носил название «Днепр». Перешел в собственность Украины в 1996 году, тогда же получил нынешнее имя. Стандартное водоизмещение — 880 тонн, длина — 71,2 метра, ширина — 10,17 метра. На вооружении имеет реактивные бомбовые установки «Смерч-2», два бомбосбрасывателя для глубинных снарядов, торпедные аппараты, артиллерийские установки. Также оснащен радиолокационными средствами борьбы.

В 2007 году корабль серьезно пострадал во время шторма в Севастополе, в 2013 году его планировали списать. «Винница» отправилась в ремонт только в 2017 году. Изначально на восстановительные работы собирались потратить 270 миллионов гривен, но когда корабль оказался в доке, смета выросла до полумиллиарда гривен (около 1,3 миллиарда рублей). При этом члены экипажа рассказывали, что на собственные средства красят и латают его корпус. В августе 2018-го корвет вышел из дока, однако его боеспособность так и не восстановили: на корабле не работает радиолокационное оборудование, гидроакустические станции, другие узлы и агрегаты.

21 октября в порт Одессы прибыл американский грузовой корабль «Ocean Freedom», который доставил два бывших патрульных катера Службы береговой охраны США типа Island — «Славянск» и «Старобельск».

Катера класса Island строились в течение 1980-90-х годов. В базовой комплектации имеют водоизмещение 168 тонн, длину 34 метра, ширину 6,4 метра. Развивают скорость до 29,5 узла. Из вооружения у катера есть 25-миллиметровая пушка и два пулемета. Катера оснащены РЛС общего обнаружения AN/SPS-73 и досмотровой лодкой Zodiak Hurricane 540.

«Славянск» и «Старобельск» были списаны в 2017 году. По сообщению Службы береговой охраны США, общая стоимость катеров, их первоначальной модернизации и обучения украинских моряков уже составила около 10 миллионов долларов. Во сколько обошлась Украине их доставка — неизвестно. Катера пришлось везти на транспортном судне, потому что в марте 2019 года выяснилось, что они не в состоянии пересечь океан и нуждаются в более серьезной подготовке.

Новому руководству страны, видимо, все же нужно осознать, что у Украины огромный морской потенциал. Определяющим при этом следует признать неразрывное единство таких факторов, как морская инфраструктура, морское законодательство и морские кадры. Иначе Украина окончательно превратится просто в страну у моря, которая будет продолжать плакаться на то, что во всем виновата Россия.

Никита
Author: Никита

Be the first to comment on "Как погибала украинская эскадра  "

Leave a comment