Самым важным плацдармом для сближения с Вьетнамом стали вовсе не экономические показатели.

Названный вьетнамской стороной товарооборот в 3,6 миллиарда долларов и даже поправка в 5 миллиардов, обозначенная помощником президента Ушаковым, не слишком радует — до пандемии было 7,13 миллиарда долларов.

Для сравнения: оборот торговли Вьетнама с США — 44 миллиарда долларов. Китай — почти 56 миллиардов долларов. В общем, на торговом поприще мы сильно уступаем своим конкурентам.

Однако у нас есть то, что деньгами не купишь и не измеришь в количественно-качественном отношении. Это можно назвать предрасположенностью вьетнамцев к России. Дело в том, что две другие сверхдержавы (США и Китай) за ХХ век несколько раз воевали с Вьетнамом, оставив большую национальную травму в сознании вьетнамцев. Россия помогала отстоять независимость Вьетнама, что не забыто нынешней политической элитой.

Не стоит наивно думать, что только этого фактора достаточно для прочной дружбы. Хорошими отношениями сыт не будешь, а прагматизм строится на суровых расчетах выгоды: ты мне, я тебе. Что может предоставить Россия Вьетнаму?

Вьетнам — быстрорастущая экономика Юго-Восточной Азии. Пока еще не азиатский тигр, но вполне себе тигренок с амбициями. Таким странам всегда нужны ресурсы, в частности энергетика, — и этого добра у России есть. Уже сейчас две страны сотрудничают в разведке нефти и газа не только на континентальном шельфе Вьетнама, но и на территории России.

8 лет назад Вьетнам отказался от постройки атомной станции, сделав ошибочную ставку на уголь и газ. Однако уголь мешает инвестициям из Европы, где правит балом климатическая повестка. Кроме того, цены на газ волатильны, рассчитывать на голубое топливо — большой риск.

Здесь и появляется Россия, которая — лидер всей планеты по ядерной энергетике. Тратиться на электроэнергию все дороже, как и на любое ископаемое топливо, отчего проект АЭС в провинции Ниньтхуан все же может быть создан: из конкурентов там японская сторона, которая также предлагает свои услуги в постройке АЭС.

Козырь России здесь простой: мы можем не только построить АЭС, но и подготовить персонал — именно это и имелось в виду, когда лидеры России и Вьетнама говорили об обмене опытом и обучении. Проще говоря, Россия может научить ядерным технологиям, а не только их продавать. Хорошее преимущество.

Что может дать Вьетнам России? Полупроводники и чипы — те самые, которые сейчас обеспечивают странам будущее в информационно-военных технологиях. Без них буквально никуда, в XXI веке без данного ресурса делать нечего. Разговоры о военной базе РФ на территории Вьетнама пока, увы, выглядят фантастикой.

About the Author

Иван Минусов
o

Be the first to comment on "Самым важным плацдармом для сближения с Вьетнамом стали вовсе не экономические показатели."

Leave a comment