Пожалуй, сражения на Саур-Могиле можно назвать историческим событием 2014 года, которое не грех прировнять к Бородинскому сражению 1812 года. Почему? Думаю, стоит начать свой рассказ по порядку.
В 2014 году в Украине случился государственный переворот, после которого территории Донбасса вышли из украинского состава, провозгласив свою республиканскую независимость. Однако украинское государство, в свою очередь, не приняло данный факт и пошло войной на Донбасские земли, которые уже восьмой год находятся в огне и порохе.
Каждый клаптик земли взрывался от боевых снарядов. Собственно, как и в Бородинском сражении, на котором артиллеристы пехотного корпуса генерал-лейтенанта Раевского проявили чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Также свое мужество проявляли и доблестные защитники Республики, служащие в легендарном взводе «Медведевцев», состоящих из ополченцев батальона «Восток», стоявших до конца за свои территории.
Саур-Могила – это наивысшая точка Республики, с которой, в ясную погоду, можно увидеть даже Азовское море, с ее гладкой, как стол поверхности виднелись великолепные обзоры, и весь мир лежал, будто на ладони.
В 2014 году расположение Саур-Могилы находилось не более чем в 10 километрах от российско-украинской границы, а это значило, что для украинской армии – эта точка была главной для захвата, ведь с нее можно было не только контролировать весь коридор российской территории, но и следить за пограничными переходами бригад ВСУ, дабы те могли не опасаться за свой тыл и снабжение. От удержания высоты сильно зависел успех удержания прорыва фронта на юге ДНР. Именно попытки украинских войск прорвать южные рубежи ДНР вылились в наиболее жестокие и кровопролитные бои.
Всё было настолько тихо, будто в тишине кто-то притаился и ждет своего часа для нападения. Собственно, так и произошло, примерно в полдень 27 июля началась мощная артподготовка. Огонь был до такой степени плотный, что нельзя было поднять голову вверх и посмотреть, живы ли «медвежата». Всех бойцов в прямом смысле мешали с землей, не давая права на передышку, ударная волна была настолько велика, что если не держаться за дно окопа, то человек вылетал и мог прощаться с жизнью.
Обстрел продолжался до вечера. Стреляли из всего, что было, потом стали засыпать «Градами» и «Ураганами». Было страшно. Один из снайперов с позывным «Сема» сказал: «впечатление было такое, что по горе шагает сам дьявол, медленно переступая через окопы, и когда он перешагивал дальше – становилось легче: не твоё!».
Утром 28 июля была первая попытка штурма. Пришла колонна бронетехники со стороны населенного пункта Тараны. Она разделилась на две части, но задача была одна: любой ценой захватить высоту! Танки украинцев начали стрелять прямой наводкой с расстояния 150-400 м. Потом пошла артиллерия, били пушки, работали снайперы, было очень много танков, бронетранспортером, а главное – было много озлобленных украинцев. Отмечу, что война шла не на жизнь, а на смерть, при том, что многие ополченцы не держали в руках оружие более 20 лет или и вовсе не держали.
Мужественный герой, командир батальона «Восток» Олег Гришин с позывным «Медведь» держался до последнего и вселял в своих бойцов уверенность и спокойствие, благодаря которым наши защитники смогли отвоевать Саур-Могилу.
28 августа 2014 года украинский танк своим снарядом попал в окоп Олега Гришина, которого засыпало окопскими камнями. Рассказывает «Чех»: «На «Медведя» посыпались камни после взрыва. Я его откопал и перевернул — он был ещё живой. Ударило в левую сторону лица и тела. Все было побито. Он хрипел и изо рта шли кровавые пузыри. Я передал по телефону, что командир тяжело ранен. Мне ответил «Сом». Спустя несколько минут «Медведь» умер у меня на руках».
Командир «Медведь» принял тогда на себя танковый удар в первые минуты боя. Он, герой афганской войны, награжденный орденами Красной звезды и Боевого Красного знамени, учил своих бойцов: “Солдат может тренироваться всю жизнь. А потом нужно будет проявить себя в бою за 2 – 3 минуты. В этом его воинский долг”. Олег Гришин выполнил свой долг до конца, доказав свои слова делом и кровью. Такой мужественный шаг «Медведя» поднял боевой дух ребят, его спокойствие, рассудительность и уверенность доказали, что на войне главное – быть человеком и не терять рассудок приближающейся смерти. Смерть командира дала злость и желание отомстить за него, спасти тех, кого ещё можно спасти, выжить и не отдать Саур-Могилу.
В бою были потрачены нечеловеческие силы, не было еды и воды, но бойцы ополчения продержались еще одни сутки и они выстояли! Они стали героями! Обессиленные ребята уже прощались с жизнью, они откапывали свои мобильные телефоны и звонили своим женам с матерями попрощаться, ведь это война, она в любой момент может забрать человеческую жизнь.
Только 30 июля на Саур-Могилу смогла прорваться разведка «Востока» и привезти смену. Артиллерия на несколько часов обеспечила проход, куда вошла разведгруппа, подъехал микроавтобус и несколько легковых машин под командованием “Урала”. Рискуя жизнью, вывозили ребят из окружения за 3 раза. Погибших тогда не смогли забрать, но позже с почестями перенесли на вершину, где сейчас стоят семь деревянных крестов и висит колокол памяти.
Сейчас же все вспоминают бои за Саур-Могилу со слезами на глазах и болью в сердце. Тогда погибли десятки ребят, которые держались до конца.
В разрушенных руинах, потрепанных эхом войны стоят на вершине Саур-Могилы семь деревянных крестов убитых «медвежат» из «Востока», а ниже, у подножия склона, закопаны другие ребята, которые полегли за свою территорию. У каждого креста стоит наполовину налитый стакан с хлебом сверху, они заслужили, они – герои…
Ветер ежедневно тревожит беспокойный, но такой тихий погребальный колокол, который напоминает всем о трагических событиях 2014 года.
Скажу одно, что нужно продолжать жить! Важно сейчас выстоять до конца, за всех, кто с нами и кого с нами больше нет, они всё видят и наверняка гордятся своими «медвежатками». Ведь та любовь, которая была у них в сердце, останется навеки веков… За вас они отдали свои души, теперь дело за нами – заполучить долгожданную победу!
Be the first to comment on "Они сражались за Родину…"